Каждый зрячий человек может легко получить представление о практически любом виде спорта просто посмотрев видео в сети интернет или по телевизору. По самбо для любого интересующегося доступно достаточно много информации, это и книги с рисунками или фотографиями с описаниями, и видеоролики от мастеров и любителей самбо, и видеозаписи соревнований. И человек, даже не приступивший к занятиям самбо может уже получить достаточное представление об этом виде борьбы. Но вся эта информация рассчитана именно на визуальное восприятие, без этого получить нужное представление не получится, для слепых же визуальная информация недоступна. Тренеры, работающие со слепыми и слабовидящими борцами, отмечают, что очень большое значение для подготовки эффективного борца имеет время потери зрения, а точнее именно то, есть ли в памяти у человека зрительные образы. Обучение проходит намного легче, если будущий борец уже видел, что такое борьба, то есть у него есть зрительный целостный образ того, что происходит на ковре во время борцовской схватки, даже если он еще не знает, как именно борцы выполняют приемы.
Во время обучения зрячий человек видит, как действие выполняют другие, каков результат этих действий. Для слепого используется наглядность осязательная. Для объяснения порядка и техники выполнения практически любых двигательных действий в том числе и в самбо, тренеры и преподаватели используют метод показа или «контактный» метод – слепой ученик осязает положение тела другого борца или тренера, когда они выполняют то, или иное действие. Но этот метод все же не дает полного целостного представления. Относительно полное, соответствующее реальности представление, формируется с течением времени и приобретением практического опыта при полной включенности тренера. То есть обучение слепого технике борьбы с нуля – это очень длительный процесс и результат не всегда оправдывает ожидания. Согласно правилам тифлопедагогики (наука об обучении слепых), прежде чем приступать к освоению на практике двигательного действия, у слепого ученика должно быть полное понимание того, что именно необходимо сделать. То есть в представлении слепого должна быть сформирована максимально полная и реальная картина того, что должно происходить или происходит. Для достижения этого понимания у ученика тренерами и преподавателями (тифлопедагогами) используется словесное описание, а также специальные тактильные пособия.
Для повышения эффективности обучения слепых технике самбо и для того, чтобы у слепых с рождения или ослепших в раннем возрасте было представление о том, что же такое борьба самбо, что такое прием, что и как происходит на ковре, специалистами нашего Фонда были разработаны специальные тактильные пособия. Это фигуры двух борцов в форме самбо для слепых, выполняющие приемы борьбы самбо пошагово. Размер фигур позволяет одновременно и полностью «увидеть» тактильно положения тела и первого, и второго самбиста. Одна пара – одна составляющая приема – таким образом обычно изображается последовательность действий при выполнении приема в учебниках по самбо. Но есть важная особенность – тактильные фигуры самбистов не являются просто уменьшенной копией живых борцов, они проектировались с учетом того, что их будут «смотреть» именно тактильно, наощупь. Это выраженные детали экипировки – пояс, плечики, отвороты. Если за эти детали осуществляется захват, то это четко тактильно ощущается. Например, пояс оттянут в результате захвата в том направлении, куда направлены усилия атакующего при захвате. То есть у борцов тактильно определяется, за какую часть экипировки осуществлен захват и в какую сторону тянет борец, осуществляющий техническое действие. Удлиненная шея борца — что позволяет лучше тактильно определять положение головы относительно корпуса. Удлинены и более выражены конечности и корпус – это применяется для упрощения определения того, как расположены части тел борцов во время выполнения того или иного технического действия. Тактильные фигуры изготовлены из прочного пластика с металлическими вставками для упрочнения конструкции.
Оставить комментарий